Самарский футбол от 21-06-2004
ВИТАЛИЙ ШАШКОВ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
В этом сезоне женская футбольная команда ЦСК ВВС начала новую главу в истории клуба. И не только потому, что впервые за долгие годы состав команды претерпел такие серьезные изменения - в межсезонье ЦСК ВВС оставили 10 футболисток. Четырехкратные чемпионы и вице-чемпионы, трехкратные бронзовые призеры - это осталось в багаже команды под руководством Александра Соловьева. Теперь же место на тренерском мостике занял Виталий Шашков, без малого 17 лет бывший вторым тренером в этой же команде.
ВМЕСТО КАБИНЕТА - НА ПОЛЕ
А ведь мог он стать чиновником... Можно верить в судьбу, можно нет. Но если бы тогда не закончился бензин, и Виталию Шашкову не пришлось заехать на автостоянку, кто знает, вступил бы он на стезю тренера женской футбольной команды?
- С Александром Соловьевым мы знакомы с института. В то время я играл за ивановский "Текстильщик", а потом за "Мелиоратор" из Кзыл-Орды. В 28 лет (в декабре 1988 г. - Прим. И.З.) завершил карьеру игрока и находился в "поисках себя". Вот на этом моем жизненном этапе мы и встретились с Соловьевым на автостоянке. Тогда он и предложил пойти к нему вторым. Но, честно говоря, у меня это предложение не вызвало особого восторга. Скорее наоборот, я довольно скептично и без особого энтузиазма воспринял это.
- Но все-таки пошли. Что двигало вами? Любопытство?
- Наверное, сыграло то, что в тот момент я больше месяца был "в поиске". А тут Александр Николаевич: "Приходи, а то я и директор школы, и команду тренирую, одному тяжело". Я и решил попробовать себя в тренерах. Первые две тренировки посмотрел, в третьей поучаствовал, четвертую-пятую провел и, сам того не ожидая, "загорелся". Потому что меня потрясло то, как горели девчонки желанием играть в футбол. Не каждый мальчик в их возрасте так хочет играть в футбол (в основном ребята считают, что они уже всему научились), а девчонки не из-под палки, не за деньги - просто хотели играть в футбол.
ЛЕЗВИЕ БРИТВЫ
Быть вторым - нелегкая задача. Поначалу все просто: я главный, ты помощник. Больший груз ответственности лежит на мне, твое дело - помогать. Но со временем любой подмастерье чувствует в себе силы стать мастером. Редко кто будет всю жизнь довольствоваться "вторым номером". Бывало, что амбиции помощника приводили к тому, что наставник команды попросту "сплавлял" второго, боясь конкуренции. Но истории футболной жизни известны и другие факты: когда люди продолжали работать вместе, несмотря ни на какие амбиции. Но вот я сидела и думала, сколько бы ещё Шашков смог быть "вторым", если бы Соловьев не ушел в президенты клуба? Надо не забыть спросить...
- Сложно быть в одной упряжке, но "вторым"?
- Да нет. Каждому, конечно, по-своему. Но я не могу сказать, что мне было трудно работать с Соловьевым. Мы и сейчас работаем вместе. Не было у нас такого: "я сказал", "он сказал". Мы находили конструктивное решение вместе: как по тренировочному процессу, так и по играм. Да, он человек с храктером, но никогда не стеснялся подойти и спросить что-то. Мы всегда работали в паре, и это намного легче, чем когда каждый тянет одеяло на себя. Не подумайте, что это значит, что между нами не было разногласий: за семнадцать-то лет совместной работы!
- До драк никогда не доходило?
- Нет, а что нам драться-то? А если один человек устает от другого - он уходит в отпуск. Вот и весь секрет.
- Возможно, моё представление о втором тренере и ошибочно, но таково, что он ко всему прочему является этаким буфером между командой и главным. Не всё игрок может сказать наставнику напрямую и иногда прибегает к помощи второго. А может, не так уж и редко...
- Не знаю (заговорщицким тоном), надо спрашивать у игроков - со стороны лучше видно.
Так, вопрос повис в воздухе, - пробормотала я, - а ведь всё здорово придумала. Сейчас бы про "дежурную жилетку" спросила.
- (Улыбнувшись.) Бывало, конечно (замечу, что без этого не обойдется в любой команде), что игроки подходят ко второму тренеру, потому что ему им довериться легче, чем главному. Но здесь важно понять, ЧТО хотят игроки, а не представить себя "вот я вест в шоколаде, смотрите, ко мне идут, мне доверяют, а главному - нет"... Здесь всё как "лезвие бритвы".
- Вы все вопросы решали вместе, или вам приходилось выполнять неприятные поручения? Например, объявить игроку, что он отчислен из команды?
- Ну, вообще-то, "втихаря" мы никого никогда не отчисляли. Такие вещи сообщаются перед строем.
СО ВТОРОГО НА ПЕРВЫЙ РАССЧИТАЙСЯ
- Главный тренер Виталий Валентинович Шашков амбициозен?
- Как любой нормальный человек. Я хочу, чтоб мой труд дал результат, и итогами сезона были довольны все: и руководство, и игроки ушли в отпуск отдыхать, а не думать "ну как же мы так? ... почему?" (Смеется.)
- Есть ли у вас какая-нибудь своя методика? Утрируя, скажу так: может они у вас в кирзовых сапогах вокруг стадиона бегают, как в Воронеже?
- Методика есть. У нас полная демократия: все говорят всё, что хотят, но делать будут то, что я скажу.
- А с женщинами это вообще возможно?
- Вполне. Если люди знают, для чего это делается, и если верят, то из этого получится результат. Взбрыкиваются, конечно, бывает.
- Многие специалисты отмечают, что футболистки более дисциплинированы, чем футболисты. Да?
- (С хитрецой.) Так говорят? Вообще-то, в педагогических целях, может, и не следует этого говорить, но - да, действительно.
- Некоторые тренеры, побывав за границей, пытались привить в российском клубе европейский стиль, например, итальянский. Вам никогда не хотелось поэкспериментировать в таком плане? Ну, может, не европейский, а китайский, например?
- Ни в коем случае. Из русского ведь не сделаешь китайца: у нас совершенно другой менталитет, мышление и сам образ жизни. То, что может позволить себе русский человек, не может позволить себе китаец.
- Что, например?
- Китайцу скажут: "Вот тебе на 300 дней задание - делай так и никак больше". Он будет 300 дней делать это, как автомат. Или покажут на стене квадрат и дадут задание четверо суток не есть, не спать - бить по мячу. Можно не сомневаться - всё будет так, как сказал тренер.
- А наши спросят: "Зачем?" - или вступят в переговоры?
- Ну, у русских такого никогда не было - в смысле заданий. Но в принципе, они и вправду не поймут. Зачем так, если можно работать по-другому? И игрок может подойти и спросить, если его это интересует, он даже может сказать, что не согласен, и вступить в дискуссию. А китаец - нет, он просто будет выполнять.
- Какое самое страшное наказание и за что вы, как главный тренер, можете применить к игроку?
- Начну со второй части вопроса "за что?". За отношение к делу, к работе. У человека может что-то не получаться в игре. Но если он старается, работает - это одно. А если нет, не хочет - всё, до свидания. Я спокойно отношусь к тому, что игрок может подойти и сказать, что, мол, у него плохое самочувствие: "Вот так и так, сегодня устал". - "Ладно, давай не будешь играть". Это нормально. Иногда бывает, правда, что подвирают, но это бывает редко.
- А кредит доверия у вас большой?
- Да, но ведь весь кредит может в один день кончиться. Один поступок - и перечеркнет человек себе весь кредит доверия.
- Это касается только работы?
- Да. А человеческий фактор, он везде есть. Мало ли что у человека может случиться? Но бывает и по-другому. Я знаю одну футболистку - не скажу, кто и где играла - так вот, она могла перед игрой выпить, и прилично причем. Но выходила на поле и забивала. И девчонки, бывало: "Вон, а чего ей-то можно?" А вот потому, что на её работе это не отражается.
- А в принципе, режим девчонки не нарушают?
- Да почему не нарушают? Ну, что они не живые люди, что ли? Ну, может, у человека что-то случилось? Почнму не выпить? Стрссовая ситуация может быть. Вон они приехали с выезда, а их обокрали. Сидят трясутся - ну, представляете: заходите в свой дом в два часа ночи, квартира пустая, а кто-то чужой там шарил?! Ну, вот, пока милицию ждали, сели по 100 граммов выпили. Что, мне нужно было их за эти 100 граммов наказать?
- Для некоторых тренеров это достаточно принципиальный вопрос...
- Не для меня. В жизни случается всё, и мы все люди.
- Насколько вы изменились за то время, как пришли работать в женскую команду?
- Я-то? (Смеясь, провел рукой по волосам.) Полысел - седые волосы выщипываю, вот их и остается меньше.
ЖЕНЩИНЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ПАСПОРТУ
Однажды меня не взяли на товарищескую игру "Крылья Советов" - сборная Безенчука: "Ира, мы понимаем, что журналисты и футболисты - профессия бесполая. Но ведь по паспорту ты женщина!"
- Скажите, а для вас ваши подопечные просто игроки или вы помните, что они женщины?
- Обязательно. Не просто женщины, а умные женщины. Потому что без интеллекта она играть в футбол не сможет. А ко всему прочему, уже не новость, что самые красивые футболистки - в Самаре.
- Кстати, о красоте. Ходил разговор, что форму неплохо бы поменять...
- Ну, это не в нашей компетенции. Оперделенный футбольный стандарт - раз; это должно быть удобно - два. Возьмем длину трусов, например. Ну, давайте, наденем на них купальники - красиво. Да. Но, если надо упасть, как это будет в купальнике? Чувство самосохранения тоже ведь должно присутствовать.
- А вы на них ругаетесь?
- Да.
- Матом можете?
- Нет. (Помолчав.) Полу...
- Полуматом?
- Да... Но это в тренировочном процессе мы так разговариваем.
- То есть, как наставник "Энергии" Иван Саенко, не сможете? (Со скамейки гостей в матче ЦСК ВВС - "Энергия" слышался отменный мат, заглушавший трибуны. - Прим. И.З.)
- Понимете ли вы, в чем дело... Если, например, нас с Иваном Васильевичем поменять местами, то результата не будет ни в Воронеже, ни в Самаре. В традиции каждой из команд уже есть своя манера общения, свой дух, и игроки уже воспринимают личность тренера так и не иначе: меня не услышат в Воронеже, а его не примут в Самаре. Есть женщина тренер. Так у неё тренировки проходят молча, при гробовой тишине - только слышно, как мячики стучат.
- Вы поощряете "творчество" на поле? Если, например, защитник пойдет забивать?
- Почему и нет? Если защитница подключилась, то она заняла ту позицию, которую мы наигрываем. А потом, её сзади страховать будут. А если игроки все, как столбики, стоять будут на своем месте, это уже не игра будет...
- Ну, так ведь бывает и стоят...
- (Вздохнув, развел руками.) Бить надо...
- Розгами?
- Розгами... (Смеется.) Да ведь девчонки же! Это пацану подзатыльник можно дать, а барышне - никогда. Французы говорят: "Женщину нельзя ударить даже цветком".
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
- Случались ли на вашей памяти такие серии нулевых ничьих, как в этом сезоне?
- В истории нашей команды, за все 16 лет, начиная со СКА в Алма-Ате, такого не было. Если и была пара игр проигранных или вничью, то обязательно следовала серия победных матчей. Но такого, чтобы три подряд, причем домашние игры, не добиться результата (потому что 0:0 - это не результат), не припомню.
- Есть команды "домашние", а у нас получается "выездная"? Ведь в гостях-то забиваете и выигрываете...
- Она не выездная у нас команда, просто в силу сложившихся обстоятельств сложилось так, что на выезде нам играть легче. И, в принципе, команда всегда играла в атакующий футбол - что на выезде, что дома, - мы никогда не подстраивались под соперника. Конечно, попытаемся сделать это и в нынешнем году: навязать свою игру, но есть ряд причин, которые притормаживают этот процесс. В частности, молодежь ещё не готова: одного желания и старания маловато будет. Нужно им ещё силенок набраться и опыта, чтобы играть на равных с игроками уровня высшей лиги.
- А вообще, что представляет собой команда ЦСК ВВС образца 2004 года?
- В нашем сплоченном коллективе нет выдающихся футболисток, ярких звезд. Есть хорошего уровня игроки, добросовестно относящиеся к своему деу. Конечно, многие могут сказать: какже нет звезд? А как же Егорова, Григорьева? Согласен, да, они подходят под это определение. Но есть одно "но". Им приходится подстраиваться под команду, чтобы играть в командный футбол. В противном случае, вся команда просто завалится. Тем более, две звезды вытащить всю команду не смогут - играть должны все. На сегодня нет такого ровного состава, чтобы каждый игрок мог занять свое место и отыграть выше среднего уровня. Вот и приходится жертвовать той же Татьяной Егоровой, ставить её больше на черновую работу, чтобы она подчищала за молодыми огрехи. Ряд игроков ещё не восстановился полностью и не набрал свою оптимальную форму. Например, Ольга Карасева, Ирина Петряева. Игру, исходя из игроков, пришлось перестраивать. Поэтому сейчас все только начинается, наигрывается, восстанавливаются связи: во что мы будем играть дальше.
- Можно поконкретней: что значит "неровный" состав?
- У нас 11 игроков "за 30" и 9 школьниц.
- В прямом смысле?
- Да, они учатся. Весь май вот сдавали экзамены и тренировались как любители: 3-4 раза в неделю, что тоже выбивает из ритма. Если на сборах они с нами тренировались - окрепли за это время, что-то стало получаться, то эти полтора месяца просто их выбили. Но куда деваться: футбол футболом, а девчонки-бездари никому не нужны. Вот выпускной пройдет, там и поговорим: кто в футболе останется, кто в институт пойдет.
- Если я правильно владею информацией, то и среди школьниц у вас есть сборницы?
- Да, есть. В молодежной сборной, причем "не отбывают номер", а играют в составе, пусть и по тайму, Анна Горячева и Ольга Пешина. Вот скоро Яна Фомина, наверное, будет привлекаться. Есть ещё четвертый игрок - Надежда Харченко, который тоже может поехать от нас на молодежный чемпионат Европы, если успеют оформить документы (гражданство вовремя родители не оформили ей, и сейчас у неё вид на жительство).
"РЯЗАНЬ" В САМАРЕ НЕ ПОВТОРИТСЯ
Зимой была информация, что руководство ЦСК ВВС и областной департамент физкультуры и спорта всерьез рассматривает вопрос о расформировании женской футбольной команды.
- Слухов ходит очень много, но по своей должности мы вместе с президентом клуба Александром Соловьевым встречаетмя с начальником ЦСК ВВС Дмитрием Шляхтиным. Так вот ни на одной встрече из его уст не звучало: "Ребята, пакуйте чемоданы, мы вас разгоняем. потому что вы нам не нужны". Я не слышал даже намека. Поэтому я ничего не могу сказать по этому поводу.
- Как с "Рязанью", у нас не может получиться? (Эта команда сыграла два тура, а потом её перестали финансировать и расформировали. - Прим. И.З.)
- Нет, мы финансируемся, ездим на выезды, играем по-прежнему на "Динамо". Если бы от нас отвернулись, то играли бы мы сейчас в пригороде, на каком-нибудь "огороде". Условия не ухудшились, не улучшились, но их и не просили улучшать, потому что решили использовать финансы на подрастающее поколение. Школа-то у нас давно работает, но только вот сейчас стала давать результат.
- На ваш взгляд, насколько актуален женский футбол в Самаре? К вам стало больше приходить заниматься или меньше?
- Девчонок стало приходить больше. Сейчас у нас по всем возрастам занимается более 200 человек. И ещё приходят, просятся. Но, правда, проблема такая же, как и у мальчишек - нет полей. Хотя девчонки терпят и тренируются, но не на асфальте, как мальчишки играют, а на поле, мягко сказать, неважного качества. К нам очень много звонков из других городов страны. Вот из Новосибирска, из Кемерово недавно звонили. "Посмотрите девочку, - говорят родители, - очень хочет заниматься футболом". Спрашиваю, чем девочка занимается: всю жизнь занималась хореографией, музыкой. Последние три года, в свободное от хореографии и музыки время, уходит с пацанами играть в футбол. А насчет "актуально - не актуально" - он такой же вид спорта, как и все остальные. Любой вид спорта может быть неактуален, если им не заниматься.
- А не возникала мысль пойти по пути, например, европейских клубов, когда при мужских ФК есть женские?
- По этому пути уже пошла Украина: женские футбольные команды прилепили к мужским. В обязательном порядке. У нас всё пока "хорошо" - в финал Европы попадаем, в финал мира попадаем. Вот если будет плохо, тогда, может, и начнут что-то менять.
Беседовала Ирина Зобнина
|